Запорожец — первый трактор в СССР

19:09 22-12-2020

С названием «Запорожец» у многих возникают ассоциации, связанные с известным транспортным средством, которое является героем многих анекдотов. Мало кто знает, что в истории автомобилестроения с таким названием существовал и трактор. Интересно, что он же и является первенцем советской тракторной промышленности.

Конструкция первого в мире Запорожца была очень простая. В задней части было всего одно колесо. О коробке передач не шло никакой речи. Кроме того, здесь отсутствовала система зажигания, а из органов управления предусматривался только руль и рычаг сцепления.
Однако, было здесь одно интересное приспособление - кран для подачи воды. Она проходила в цилиндр силовой установки. Мотор здесь стоял одноцилиндровый, двухтактный. Его мощность составляла 12 л.с. а в системе предусматривалось термосифонное охлаждение. В качестве топлива применялась обычная сырая нефть, а вместо системы зажигания стояла калильная головка.

Перед тем, как запустить двигатель, головку грели при помощи внешнего источника тепла. И здесь можно было использовать различные варианты, в том числе и паяльную лампу. После того, как она накалялась, можно было раскручивать маховик и заставлять мотор работать. Кроме нефти в цилиндр шла и обычная вода. Она была необходима в системе, чтобы регулировать момент вспышки. Трактор имел только одну скорость вперед и одну назад - 3.6 км/ч.
Если верить описанию транспорта в то время, на вспашку одной десятины уходило полтора пуда нефти и 5 ведер воды. Десятина на наш лад - немного больше одного гектара, пуд - 16.4 кг, ведро -12.23 литра. Получается, что на литр нефти уходило около 3 литров воды.

Можно сказать, что это был почти стационарный двигатель. О транспортной силовой установке речи не шло. Однако, у конструкторов в те времена не было особого выбора по мощности и возможностям. Заметим, что в разработке Запорожца принимали участие и конструкторы, и рабочие. Поэтому трактор можно назвать продуктом коллективной деятельности. Главным параметром было то, что транспорт легко чинился в полевых условиях. В конструкции не предусматривались подшипники. Вместо них стояли втулки из бронзы. Накладки муфты сцепления изготавливались из кожи.

Экспериментальный образец запустили еще в 1922 году. В полях трактор показал себя успешно. Через некоторое время вождю пролетариата в качестве подарка направили образец трактора Запорожец. По плану, завод должен был производить до 300 тракторов за 1 год. Производство нельзя назвать массовым, но для того времени оно было крупным. Возможно, данный проект мог бы получиться, если бы через пару лет не прикрыли НЭП. Нет точных данных о том, сколько было произведено тракторов. Есть информация, что это было 360 единиц, а другие говорят, что и этого не было.

Итог. Первым в мире Запорожцем был трактор. Он имел элементарную конструкцию, но нашел высокий спрос в сельском хозяйстве. Проект изначально имел перспективы, но так и не смог выйти в массовое производство.

Подписка на Спортивный портал - стоимость 0,80 TJS/день.
Или наберите со своего мобильного устройства (активация *1191*8#, отключение *1191*8*0#)

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Войти

Введите код из SMS

Тарификация интернет трафика оплачивается дополнительно по тарифам Оператора в соответствии с вашим тарифным планом.