Польский миникар Smyk из 1950-х

11:18 14-01-2021

В любой стране в автомобильной промышленности рано или поздно появлялись задумки о народном транспортном средстве. Это не обошло стороной СССР, США, Германию. Но кто бы мог подумать, что даже в Польше найдутся умельцы, которые смастерят мини-машину для всех нужд?

В конце 1950-х годов на территории Польши специалисты взялись за разработку компактного автомобиля. Сегодня такие относятся к сегменту Smart, но в то время отдельной категории для мини-автомобилей не выделялось. По задумке, транспорт должен был получиться максимально простым и в то же время надежным. Исключалась сложная конструкция, которая отнимала бы время на производство. При этом, разработать нужно было такой автомобиль, который отдаленно напоминал бы микроавтомобиль Isetta, который пользовался спросом в Европе.

К работе приступили сотрудники "Инженерного бюро моторных средств". В качестве ведущих конструкторов назначили Войчицки и Зигадлевич. Казалось бы, ситуация довольно простая - взять готовый мотор от мотоцикла, сделать стандартный кузов на 2 места и работа завершена. Кроме того, уже в те времена специалисты в Польше имели хорошее образование и разбирались в конструкциях транспортных средств.
Когда начали изготавливать первый образец, вспомнилась простая истина - на бумаге все легко, а на деле не совсем. Собранный автомобиль не тянул даже на тройку. Через короткое время транспорт буквально рассыпался. Однако, конструкторы применили такой опыт и стали искать пути решения, после чего было построено несколько опытных образцов в разных модификациях.

Попасть в салон автомобиля можно через одну единственную дверь, которая по совместительству является передней панелью и ветровым стеклом. Создатели дали автомобиля символичное имя - Smyk. В переводе на русский оно означает "Дитя". Заметим, что подобная дверь не являлась уникальной уже в то время. Точно так же открывался доступ к салону у Isetta. Только в последнем случае дверь была распашной, а здесь откидной. Возможно, создатели этого чуда были хорошими акробатами, но обычному человеку пролезть внутрь было очень трудно - тут либо сам переломаешься, либо машину испортишь. За передним рядом расположили два детских кресла. Как туда можно было попасть - загадка даже сегодня. Хотя для юных пассажиров такой квест мог оказаться вполне увлекательным.

Двигатель в автомобиле расположили сзади. Это был 1-цилиндровый мотор, который позаимствовали у мотоцикла Junak. от него же для машины взяли 4-ступенчатую коробку передач. Задний ход был сделан через реверс-редуктор, поэтому передачи оказалось 4. Мощность силовой установки составляла 15 л.с. И, казалось бы, такого мотора должно было вполне хватать небольшой машинке, но даже здесь нашлись проблемы. Во время движения авто двигатель постоянно работал на максимум, быстро нагревался и приходил в неисправность. Еще более грустно стало, когда посчитали, сколько уходит на производство такой модели. Сумма доходила до 200 000 золотых - а за такие деньги можно было взять приличный автомобиль. Но конструкторы не стали унывать. в 1965 году зашла речь о выпуске 10000 автомобилей в год, но все прекратилось на опытной партии в 25 экземпляров.

Итог. Польский миникар Smyk имел необычную конструкцию и оснащение. Несмотря на то, что габариты транспорта были маленькими, на его производство уходило слишком много средств, что и погубило проект.

Подписка на Спортивный портал - стоимость 0,80 TJS/день.
Или наберите со своего мобильного устройства (активация *1191*8#, отключение *1191*8*0#)

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Войти

Введите код из SMS

Тарификация интернет трафика оплачивается дополнительно по тарифам Оператора в соответствии с вашим тарифным планом.