История автомобиля «Варшава» или подарок польской промышленности от Сталина

03:10 25-05-2020

Польша находится во главе длинного перечня стран, которые совершенно не испытывают восторга от советского периода собственной истории.

Но бесспорным является тот факт, что именно по причине помощи СССР в Польше смогло зародиться и развиться производство автомобилей.

История развития промышленности. До этого момента производство машин абсолютно не шло. Во временной период между двумя войнами развитию автомобильной промышленности не помогло вмешательство государства с осуществлением поддержки автомобильных производителей CWS (Centralne Warsztaty Samochodowe), основанном в 1918-м, ни PZInż (Państwowe Zakłady Inżynierii), основание которого состоялось в конце 20-х. Наиболее логичным предположением причин такого положения вещей становится наличие совершенно непроизносимых названий этих двух компаний. Даже производство лицензионных версий «Шевроле» и «Фиат» в Польше продвигалось с огромным трудом. А в период с 1939 по 1945 производство машин отошло на второй план.

Улучшения начались с 1947 года, когда польское правительство в очередной раз приняло решение заняться автомобильной промышленностью. На мелочи вроде отверточной сборки размениваться не планировалось. И здесь состоялось своевременное появление в стране концерна «Fiat». Туринская фирма в различные годы отличалась завидным упорством в продвижении собственной продукции в развивающиеся страны. Так и в конце 1947 года представителями компании и польским правительством было подписано соглашение, по которому спустя несколько лет на восстановленном заводе в Варшаве должно было начаться производство малолитражных автомобилей 108 серии. Итальянские автопроизводители настояли на том, чтобы оплата за лицензию производилась углем и металлом, продавая наивным польским партнерам откровенно некачественный товар. Модель 1100 при начале своего производства не являлась чем-то шедевральным, а вот 1950 году, когда в Польше запланировано было начать промышленную сборку машин, она рассматривалась бы как настоящая реликвия.

Вмешательство Сталина. Несмотря на все это, летом 1948 года было начато строительство завода по производству автомобилей. Корпуса по сборке машин начали расти как грибы после дождя, когда в процесс резко вмешалась Москва, а именно лично И.В. Сталин. Причиной стало изменение мира в послевоенный период, и те страны, которые еще недавно были союзниками по антигитлеровской коалиции, начинали рассматривать друг друга как потенциальных соперников. В этой ситуации Москва начинала смотреть на социалистические страны как на форпост на пути западных стран, и организацию производства машин на зарубежных разработках вождь рассматривал как невозможную, и, хотя в проект были вложены силы и средства, результатом сотрудничества для FIAT стал «щелчок по носу».

Хотя такие действия были не слишком красивыми, зато выгода от них была налицо, в первую очередь, для поляков. Вместо того, чтобы получить платную лицензию на модель 1100, которая на тот момент уже морально устарела, им была передана полноценная техническая документация, штампы и оборудования для сборки, а также требуемые на первые время сборочные комплекты одного из наиболее передовых и технологичных машин. Имеется в виду ГАЗ-М20 «Победа».

Слово «передовой» по отношению к этой машине совершенно не является ироничным, так как она смогла наиболее близко подойти к машинам мирового класса за всю историю советского автопроизводства, с учетом поправок на время и сегмент.

Запуск производства и выход первых собранных автомобилей приурочили к торжественной дате - 6 ноября 1951 года, перед годовщиной Великой Октябрьской революции.

Итог. Несмотря на то, что машина польской сборки получила новое имя «Варшава», она оставалась полноценной копией машины, производимой в СССР. Первые машины в цехах собирались исключительно по отверточному методу, что и стало причиной выпуска к 1951 году только 75 машин. После этого СССР оказал помощь в наладке конвейера для сборки, что позволило увеличить годовой выпуск до 1600 машин уже спустя год. Особенностью машин стали кресла польского производства. Чуть позже на данном заводе стали выполнять сборку лицензионных Ваз-2104 с бензиновым мотором. А первый рестайлинг «Варшавы» был выполнен уже в 1957 году, и ее выпуск в кузове седан в 1964 году.

Подписка на Спортивный портал - стоимость 0,80 TJS/день.
Или наберите со своего мобильного устройства (активация *1191*8#, отключение *1191*8*0#)

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Войти

Введите код из SMS

Тарификация интернет трафика оплачивается дополнительно по тарифам Оператора в соответствии с вашим тарифным планом.