С чего начиналась «ГАЗель»: предшественники автомобиля времен СССР

08:12 06-06-2020

Сегодня небольшого размера фургоны «Газель» стали настолько привычным явлением в городах, что на них практически никто не обращает внимания, когда они постоянно передвигаются по улицам, развозя грузы.

И тем более никто не захочет думать о временах около 30 лет назад, когда люди обходились без этих малотоннажных автомобилей.

В последние годы ХХ века в СССР не велось даже речи о разработке и создании партии грузовых автомобильных фургонов, назначением которых была бы доставка в магазины и на склады небольших партий грузов легкого веса. Традиционно эта работа доставалась большим неповоротливым грузовым машинам, не отличавшимся экономичностью. Причина также была и в том, что в те времена, главным образом, торговые точки были большого размера, а о мелких предпринимателях тогда еще слышно не было. Несмотря на существование фургонов РАФ, они относились совершенно к другому классу машин, и для перевозки грузов не подходили.

Первые мысли о создании такого класса автомобилей возникли только с началом перестройки, после ознакомления чиновников и инженеров с зарубежными вариантами вместительных и экономичных в эксплуатации машин.

Предшественники. На тот момент, в 1966 году, Ереванским автомобильным заводом уже производились небольшие фургончики примитивной конструкции ЕрАЗ-762 без окон на кузова, использующиеся для перевозки небольших грузов. Они представляли собой микроавтобус РАФ, с мотором мощностью 70 л.с.

Начиная со следующего года, НАМИ начал достаточно длительный и скучный процесс разработки особого образца ЕрАЗ-3730 на низкой раме, грузоподъемность которого составила одну тонну. В серийное производство он поступил только в 1980 году. Именно на нем первом среди автомобилей советского производства появились все признаки машины для развозки грузов, а именно полукапотная компоновка, мотор с оптимальной мощностью 85 л.с., кузов большой вместительности с расположенной сбоку сдвигающейся дверью и крышей повышенного расположения.

Патриотический путь в никуда, часть первая. Летом 1983 правительство СССР поняло, что стране необходимы легкие развозные грузовые машины, дало указание НАМИ начать разработку проекта создания семейства машин массой полторы тонны, полный вес которых достигал 3,5 тонн. Сюда входили две разновидности легких фургонов: грузовой и специальная версия. Определенную часть запланированных работ доверили Ульяновскому автомобильному заводу (УАЗ), а силовыми установками занимался завод по выпуску моторов, находящийся в том же Ульяновске. Для того, чтобы обеспечить возможность серийного выпуска машины, было решено начать строительство в г. Кировабад Азербайджанской ССР большой завод по сборке, мощность которого за год составляла более 40 тысяч единиц техники.

На протяжении 1984-85 годов, НАМИ были созданы два опытных образца НАМИ-0267, особенностями которых был цельнометаллический кузов и крыша повышенного расположения. Постройка их была выполнена согласно классической схеме, а именно полукапотной компоновке кузова, и двускатными задними колесами. Силовой установкой послужила опытная модель двигателя мощностью 70 л.с. и объемом 2,45 литра. После прохождения полигонных испытаний началась работа по их улучшению и подготовке на экспорт. Последующие версии автомобилей имели практически идентичную внешность, с отсутствием отличий друг от друга.

Вторая попытка или новый тупик. На этом этапе на передний план выходит Брянский автомобильный завод, создавший собственный вариант грузовых фургонов, серия которых состояла из семи моделей, собиравшихся исключительно из отечественных деталей. Согласно требованиям технологов предприятия, были проведены усиление и доработка, что было отмечено буквой Д в названии.

Больше всего распространились недорогие односкатные фургоны БАЗ-3783Д, полезный объем кузова которых составила 9 куб.м. Шасси многоцелевого назначения стало основой для создания разнообразных транспортных средств для МВД и пожарной охраны. Собирались машины исключительно по заказу. Все производимые автомобили оснащались мотором объемом 2,45 литра и мощностью 92 л.с., с четырехскоростной МКПП, независимой передней подвеской и дисковыми тормозами, с движением на скорости 100-105 км/ч.

Итог. На тот момент «Газель» только появилась, но своими корнями она уходит к фургонам НАМИ, появившимся в середине 80-х годов. После исследования технической документации специалистами, она была передана сотрудникам завода «ГАЗ», выдавшим положительные заключения. Осуществления подобной «дружеской операции», дало возможность сохранения имиджа завода, и в 1994 году начать серийное производство автомобиля «ГАЗель».

Подписка на Спортивный портал - стоимость 0,80 TJS/день.
Или наберите со своего мобильного устройства (активация *1191*8#, отключение *1191*8*0#)

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Войти

Введите код из SMS

Тарификация интернет трафика оплачивается дополнительно по тарифам Оператора в соответствии с вашим тарифным планом.