Производство и судьба полноприводного автомобиля АЗЛК-2143

17:56 06-06-2020

Немногие люди, интересующиеся автомобильной техникой, слышали о легковом автомобиле марки «Яуза».

Особенностью этого автомобиля, выпускаемого в кузове «седан», стали двухэтажные окна в его боковой части. Образец этого необычного автомобиля, находящийся на ходу, хорошо сохранился, и в настоящее время находится в музее.

Начало разработки. Местом расположения этого автомобиля был выбран зал музея АЗЛК, в который нет доступа для простых посетителей.

Запуск разработки новой модели АЗЛК произошел в середине 1980-х годов. Главный конструктор ПО «Москвич» Александр Евгеньевич Сорокин подробно рассказал о наиболее перспективных моделях машин, выпускаемых заводом. Сюда относились микроавтобус, минивэн, а также седан более высокого класса. Особое же место было предназначено обновленной модели, которая по плану должна была заменить АЗЛК-2141. Базовый вариант АЗЛК-2143 был заложен не в форме экзотического варианта хэтчбек, а в виде более привычного кузова седан.

Сорокин, специальностью которого был автомобильный дизайн, принял решение о поручении основной части работы над автомобилем одному из наиболее опытных художников-конструкторов М.А. Елбаеву. На заводе он появился в начале 60-х годов, и первым его сделанным экспериментом стало проведение рестайлинга, а именно создание варианта для поставки на экспорт, «Москвич-403 ИЭ». После этого он принимал участие в создании обновленных моделей: Москвич-408, Москвич-412, Москвич-2140, АЗЛК-2141, АЗЛК-2142, а также их различными модификациями.

В следующем десятилетии конструкторам была поставлена задача любыми способами достичь формы, обтекаемой потоками встречного воздуха. По распространенному мнению, это могло бы помочь снизить потребление топлива. Согласно одной из теорий того времени, такого результата можно было бы добиться, если исключить из конструкции опускаемые стекла в боковой части. Для водителя будет достаточно небольшой форточки в его нижней части, с целью возможности подачи документов сотруднику ДПС или пропуска охраннику. Вентиляция воздуха в салоне будет обеспечиваться кондиционером. Было принято решение сделать кузов с двухэтажными стеклами: верхние выполнены стационарно и неподвижно, а вот в нижней части располагаются упомянутые выше форточки. Всю площадь остекления делит на две части мощный усиленный брус. Сорокин одобрил эту идею, в результате чего были созданы первые модели АЗЛК-2143, под названием «Яуза».

Дальнейшая постройка. Конструкторы предприятия должны были разобрать созданный макет для разработки первого опытного образца. Пост ведущего специалиста по кузову занял Г.В. Михайлов. Главной его задачей стало проектирование тонкого стекла совместно со специалистами из НИИ ТС. Намного позже он рассказал, что изначально не одобрял идею установки двухэтажных стекол, но разработку дверей и боковых частей все же выполнил.

Внутренняя часть автомобиля разрабатывалась К.Б.Громадским. Она создавалась в стиле « биодизайна», достаточно модного в то время. Это и стало причиной появления мягких обводов рулевого колеса и приборной панели, и кнопки овальной формы для подачи звукового сигнала. Они были спланированы для установки многофункционального руля, не убирая рук с которого, водитель получает возможность использования подъемника стекол, автомагнитолы, климат-контролем и подогревом сидений. В этот вариант интерьера не вписывается только одна деталь - советский радиоприемник «Былина».

Технические особенности. Модель АЗЛК-2143 была запланирована в качестве машины с продольным расположением мотора и полным приводом вместо переднего. Используемый вариант мотора рассматривался только один - разработанный двигатель АЗЛК нового семейства. Возможным было также использование и других его модификаций, работающих на бензине или дизельном топливе.

Итог. К сожалению, начало производства этой модели АЗЛК совпало с непростыми временами - развал СССР, одновременно с уже налаженными связями в экономике. Последствиями стал недостаток составных частей, которые производились в других странах, переставших быть союзными республиками. Завод сумел создать еще один опытный образец, который в настоящее время и находится на территории музея.

Подписка на Спортивный портал - стоимость 0,80 TJS/день.
Или наберите со своего мобильного устройства (активация *1191*8#, отключение *1191*8*0#)

Финансовая блокировка

На Вашем счету недостаточно средств. Пополните счет и попробуйте снова.

Управление подпиской

Для подключения подписки отправьте СТАРТ1 на номер НОМЕР.

Войти

Введите код из SMS

Тарификация интернет трафика оплачивается дополнительно по тарифам Оператора в соответствии с вашим тарифным планом.